Оказывается, HeLa - линия клеток на которых множество исследователей проводят испытания - это потомки клеток одной, давно умершей женщины. Возможно это, потому что раковые клетки бессмертны.
А мы же чего умираем и стареем? Задалась я мыслью. Вот и нарыла в сети...Сегодня существует несколько альтернативных теорий механизма старения.
Некоторые специалисты считают, что старение человеческого организма происходит примерно так же, как старение и износ техники, например, автомобиля. То есть, это – неизбежный процесс износа тех частей, из которых состоит наш организм.
Другие ученые считают, что старение связано с накоплением в популяциях определенных мутаций, которые проявляются только в зрелом возрасте и не отбраковываются естественным отбором. Это происходит потому, что вред от этих мутаций проявляется только после того, как человек уже вышел из репродуктивной фазы, уже не рожает детей, поэтому отбор уже не действует на те мутации, которые в этом возрасте проявляются. Есть и такая точка зрения, что многие мутации, проявляющиеся в зрелом возрасте, могут давать какой-то положительный эффект в молодости, то есть какие-то генетические особенности могут повышать репродуктивный успех молодых людей, но за это приходится расплачиваться потом.
И, наконец, есть точка зрения, что старение связано с некоей целенаправленной программой самоуничтожения. Популяции может быть невыгодно, чтобы особи, которые не участвуют в размножении, продолжали жить, занимать место, потреблять ресурсы. И в организме работает специальная программа, которая его фактически убивает. Достоверно известно, что у клеток такая программа есть. Клеточное старение сводят к небольшому числу клеточных процессов, таких как апоптоз, накопление повреждений молекулами ДНК, ошибками в контроле клеточного цикла, нестабильность генома, укорочение теломер при митозе.
Стало, чуть ли не традицией объяснять старение организма через старение его подсистем. Однако такое традиционное объяснение старения через старение неизбежно ведёт в логический тупик, ибо, переходя от старения организма последовательно к старению органов, тканей и клеток мы, в конце концов, дойдём до атомов. А атомы, как известно не стареют.
Всё из-за снижение синтеза гормона ростаПоследователями В. Дильмана установлено, также, что в человеческом организме каждые 10 лет суммарная нейросекреция гормона роста снижается примерно на 14%. И в возрасте 60 лет нейросекреция гормона роста составляет всего только 30% от юношеского уровня. Исследования Даниеля Рудмана (Rudman et al., 1990) показали, что определенная нормализация уровня гормона роста в организме вызывает увеличение веса жизненно важных органов: почек, сердца селезенки и мышц в среднем на 8.8%.. В то же время масса жира снижалась на 14.4%.. Исследования проводили на группе мужчин в возрасте от 61 до 81 года которым инъецировали гормон роста в течении 6 месяцев таким образом, увеличивая в организме уровень этого гормона до уровня который был на 10-20% выше их возрастной нормы. В целом многие физиологические параметры этих мужчин возвратились к возрастной норме характерной для более молодого возраста.
Из вышеизложенного может быть только один вывод: млекопитающие не стареют, а погибают от спровоцированной их нейроэндокринной системой гомеостатической анархии, уровень которой в определенный момент стает несовместимым с их дальнейшей жизнедеятельностью. Т.е. самоуничтожаются.
Наличие механизма самоуничтожения даёт отдаленные эволюционные преимущества – ускорение эволюционного процесса и темпа замены одних видов на другие. А как быть с нестареющими организмами?
Быть может дело в том, что потенциальное бессмертие особей того или иного вида не прекращает эволюцию, если их гибель от случайных причин имеет достаточно высокую степень. А если у конкретного вида степень гибели от случайных причин недостаточно высока, то этот вид обречен на вымирание или у него эволюционно возникают механизмы возрастзависимого самоуничтожения.
Есть бессмертные существаПредставьте себе, что все организмы — 1,5 миллиона видов животных и 500 тысяч видов растений, живущих ныне на Земле, — не старели бы и не умирали. Биосфера планеты быстро бы «перегрелась». Поэтому эволюция придумала старение и обновление видов через смерть. Тем не менее, науке известно несколько десятков видов животных, у которых программа старения отсутствует. Учёные объединили их в особую группу — «negligible senescence», что переводится как «незначительное старение». К счастливчикам-долгожителям относятся щуки, каменные морские окуни, черепахи, морские ежи, мидии Грэя, жемчужницы. Многие из них доживают до 100 и даже до 200 лет. Также не подвержены смерти от старости половые и раковые клетки многоклеточных животных.
Есть мнение, что программу старения можно отменить.
Есть такой поразительный факт: нестареющая жемчужница, паразитирующая на атлантическом лососе, способна в несколько раз продлить ему жизнь.
Как известно, после нереста лосось скатывается в океан и умирает буквально за две недели. Рыба худеет, слабеет, кожа ее истончается, появляется остеопороз — горб, а также опухоли, гематомы, кровоточащие язвы, грибки… Миссия продолжения рода выполнена, и организм лосося запускает программу самоликвидации. Ленинградский врач В. Дильман еще в 80-е годы первым обратил внимание на то, что гормональные сдвиги при старении лососей и человека совпадают до деталей. Разница лишь в том, что у человека они протекают во много раз медленнее.
Наблюдая за жизнью лососей, мы с моими коллегами заметили, что особи, заражённые личинками Маргаритиферы, после нереста не возвращаются в море, чтобы там умереть, а остаются зимовать в реке. Жемчужницы используют лосося в качестве суррогатной матери для своих отпрысков. Личинки моллюска «арендуют» рыбу на год — именно столько времени требуется им для полноценного развития. Закрепившись на жабрах лосося, глохидии впрыскивают ему в кровь вещества, которые стабилизируют его гормональный и иммунный статусы и не позволяют «кормильцу» умереть раньше положенного срока. Благодаря такой «дружбе» некоторые лососи нерестятся по 5–6 раз, достигая возраста 13 лет.
И есть ряд учёных, которые ищут "эликсир бессмертия".
фантастика...